План внеурочной деятельности 5-9 классов по ФГОС МКОУ СОШ №5 2023-2024 учебный год. г.Кизляр Пояснительная записка План внеурочной деятельности МКОУ СОШ №5 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). В плане определены: состав и структура направлений, формы организации, объём часовой нагрузки внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования. При отборе содержания и видов деятельности детей по каждому направлению внеурочной деятельности учтены интересы и потребности детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов. Нормативно-правовой основой формирования плана внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы : 1.План внеурочной деятельности МКОУ СОШ №5 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования: • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413» . 1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21). Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 1.3. При разработке плана использовались следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022) ; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" ; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20); • Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21); Оптимизационная модель строится на едином образовательном и методическом пространстве образовательного учреждения, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Оптимизационная модель строится на едином образовательном и методическом пространстве образовательного учреждения, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Устав МКОУ СОШ №5; Локальные акты МКОУ СОШ №5; Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251- 03 и 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - поэтапность развития нововведений; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МКОУ СОШ №5. Целью внеурочной деятельности является: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях. Внеурочная деятельность в рамках МКОУ СОШ №5 решает следующие специфические задачи: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации приобретенных знаний, умений и навыков. Программы внеурочной деятельности направлены на : 1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4.Формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность образовательного учреждения. Внеурочная деятельность организована: - по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное; - по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивнооздоровительная и туристско-краеведческая деятельность; - по формам: кружки, секции, клубы, а также экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. В качестве организационной модели внеурочной деятельности определена оптимизационная модель, предполагающая использование внутренних ресурсов МКОУ СОШ №5. В ее реализации принимают участие учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, другие педагогические работники школы. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и представлена следующими видами деятельности: • Работа спортивных секций. • Организация «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. • Проведение бесед по охране здоровья. Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: Спортивными секциями, творческими объединениями «Здоровый образ жизни», «Мы за ЗОЖ», «Футбол в школе». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления и др. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Направление реализуется по средствам следующих видов деятельности: - Работу творческих объединений; - Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.; Данное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: Правила русской орфографии Вопросы грамматики Шаг за шагом От простого к сложному Сложности русского языка Химик По итогам работы в данном направлении конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация. проводятся концерты, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ Способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Данное направление реализуется через: • Работу творческих объединений; • Конкурсы рисунков, праздники, выставки и т.д. Данные направление реализуются через программы внеурочной деятельности: «Разговор о важном», «Россия-мои горизонты». По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация. План МКОУ СОШ №5 реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия группы проводятся на базе МКОУ СОШ №5 в кабинетах, спортивном зале, актовом зале. МКОУ СОШ №5 является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего средствами внеурочной деятельности. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. Режим организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя следующие нормативы: - недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; - недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; - количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года составляет: 5-9 классы - 34 недели. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ СОШ №5» не превышает предельно допустимую: Классы Нагрузка в неделю Учебные недели Кол.-во часов в год Итого: 1428ч. 5А 4ч 34 136 5Б 4ч 34 136 6А 4ч 34 136 6Б 4ч 34 136 7А 4ч 34 136 7Б 8А 4ч 4ч 34 34 136 136 План внеурочной деятельности в 5-9 классах. 8Б 5ч 34 170 9А 5ч 34 170 9Б 4ч 34 136 Направления в/д Названия программы 5А 5Б Общекульт. Общеинтел. Театр в школе Правила русской орфографии Вопросы грамматики Шаг за шагом Химик 2/68 2/68 Общеинтел. Общеинтел. Общеинтел. Общеинтел. Общеинтел. Сортивнооздоровительное Сортивнооздоровительное Духовнонравственное Социальное Итого(по классам) 6Б 7А 7Б 8А 8Б 9А 9Б 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 9/306 1/34 1/34 4 Итого 2/68 1/34 От простого к сложному Сложности русского языка Футбол в школе Мы за здоовый образ жизни Разговор о важном Россия-мои горизонты 6А 1/34 1/34 4 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 10/340 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 8/272 4 4 4 4 4 5 5 4 42/1428 Педагогическое обеспечение : Оптимизационная модель внеурочной деятельности основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, зам.директора по УВР, библиотекарь). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Научно-методическое обеспечение : Научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги. Для этого разработан план методического сопровождения ФГОС на 2023-2024 учебный год. Материально-техническое обеспечение: Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов располагаются в отдельном здании, имеется столовая, в которой организовано одноразовое питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, кабинетом музыки , библиотекой, читальным залом, актовым залом, стадионом.. Информационное обеспечение : Имеется в библиотечный фонд (включающий учебную и художественную литературу). Результаты внеурочной деятельности : Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Продолжительность одного занятия составляет 5-9 кл. - 45 мин.; классы. если занятия спаренные - 70 минут, плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.),. Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям п.8.2.3.СанПин 2.4.4.125103 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности (Приложение 3 к СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей ». Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. При разработке рабочих программ внеурочной деятельности по каждому направлению учитывается уровень планируемых результатов: Уровень Особенности возрастной Действия педагога категории 1 уровень Восприимчивость к новым Педагог должен поддержать (5-7 классы) социальным знаниям, стремление ребенка к новому Приобретение стремление социальному знанию, создать школьником понять новую школьную условия для самого социальных знаний реальность воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению). 2 уровень Активизируется межличностное Создание педагогом (8-9 классы) взаимодействие школьников воспитательной среды, в Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества 3 уровень ( 10-11 классы) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. друг с другом которой ученик способен осознать, что его поступки, вопервых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. Потребность в самореализации, Создание для учащихся в общественном признании, реальной возможности выхода в в желаниями проявить и пространство общественного реализовать свои действия, т.е. достижения потенциальные возможности, третьего уровня воспитательных готовность приобрести для этого результатов. новые необходимые личностные Такой выход для ученика качества и способности должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у учащихся мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. Уровень планируемых результатов находит своё отражение в приоритетных формах проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности. Направлен ия спортивнооздоровитель ное духовнонравственное социальное общеинтеллектуальное общекульту рное Задачи всестороннее гармоническое развитие личности привитие любви к малой Родине, гражданской формировани е юного субъекта развитие познавательны х потребностей младших развитие эмоционал ьной сферы Формы: 5-7 класс 8-9 классы 10-11 классы ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества социального творчества, приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни школьников, умений и навыков исследовательс кого поиска, обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствовани е формированию мировоззрения, функционально й грамотности ребенка, чувства прекрасног о, творческих способност ей, формирова ние коммуника тивной и общекульт урной компетенц ий Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Этическая беседа Социальная проба Познавательны е беседы, предметные факультативы, олимпиады Объединен ия художеств енного творчества, кружки Беседы, тематический диспут, экскурсии КТД Смотры знаний, интеллектуальн ые клубы Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем социуме Проблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертов Социальнообразовательн ые проекты Исследовательс кие проекты, внешкольные акции познавательной направленност и, конференции, интеллектуальн ые марафоны, клубы , ГИА Концерты, инсцениро вки, выставки, фестивали, спектакли Досуговоразвлекате льны е акции школьнико в, благотвори тельные концерты и выставки Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ №5- личностных и метапредметных. Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Планируемые результаты по каждому направлению внеурочной деятельности и форма оценки их достижения конкретизируются в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Эффекты реализации внеурочной деятельности: увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.