План внеурочной деятельности 1-4 классов по ФГОС МКОУ СОШ №5 в 2023-2024 учебном году г.Кизляр Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на решение следующих задач: обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоение основной образовательной программы начального общего образования; обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 1. спортивно-оздоровительное 2. духовно-нравственное 3. социальное 4. общеинтеллектуальное 5. общекультурное Направление Решаемые задачи Спортивнооздоровительное Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья Общекультурное Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций Духовно-нравственное Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. Общеинтеллектуальное Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора. Социальное Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности. В МКОУ СОШ №5- по 4 направлениям : общеинтеллектуальное , духовно-нравственное , физкультурно-оздоровительное, художественное. Формы организации внеурочной деятельностью: клубы, экскурсии, соревнования, беседы, выставки. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно. Планирование внеурочной деятельности Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы в объёме 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организована учителями школы, имеющими необходимую квалификацию. Объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый год начального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся и возможностей школы. Распределение часов внеурочной деятельности по годам начального общего образования № 1. Вид деятельности Внеурочная деятельность Учебные недели Количество часов за год 1 класс 4 часа 2 класс 4 часа 3 класс 4,5,4часа 4 класс 4 часа 33 132 часов 34 136 часа 34 136 часа Итого: 264 34 136,170 часов 442 272 272 План внеурочной деятельности для 1-4 классов. Направления Форма Названия внеурочной программы внеурочной 1а 1б 2а 2б 3а 3б 3в 4а 4б Итого деятельность деятельность Кол.-во часов в неделю/год Общеинтеллектуальное ( НТТ) Беседы, игры, ,наблюдения, .конференции, Умники и 1/33 1/33 умницы конкурсы, В мире сказок опыты. Конструирова 1/33 2/67 1/34 ние. Беседы, игры, ,наблюдения, .конференции, Занимательная 1/34 1/34 1/34 1/34 4\136 Математика. конкурсы, опыты. Грамотей Духовно- Беседы, нравственное ,наблюдения, игры, .конференции, Разговор 1/34 1/34 о 1\33 1\33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 9/304 Шахматы 1\33 1\33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 9/304 Вдохновение 1\33 1\33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/3 1/3 9/304 4 4 важном конкурсы, опыты Общеинтел- Игры, лектуальное соревнования. ( НТТ) Художестве нное Беседы, игры, ,наблюдения, .конференции, конкурсы, поделки. Спортивнооздоровител Игры, ЗОЖ 1/34 2/68 1/34 соревнования ьное Всего: (по классам) 4/132 4/132 4/136 4/136 5/170 4/136 4/13 4/13 4/13 37/125 6 6 6 0 В качестве организационной модели внеурочной деятельности в МКОУ СОШ №5 выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) в сочетании с моделью взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Нормативно правовая основа модели: 1.План внеурочной деятельности МКОУ СОШ №5 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования: • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413» . 1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21). Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 1.3. При разработке плана использовались следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022) ; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" ; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20); • Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21); Оптимизационная модель строится на едином образовательном и методическом пространстве образовательного учреждения, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Оптимизационная модель строится на едином образовательном и методическом пространстве образовательного учреждения, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Педагогическое обеспечение: Деятельность Функции Административно- Координирует деятельность всех участников координационная образовательного процесса, участвующих введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах введения, делает выводы об Ответственные Директор школы, Заместитель директора по УР, Заместитель директора по ВР эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения Консультативнометодическая Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по введению ФГОС Заместитель директора по УР, Заместитель директора по ВР Информационноаналитическая Выносят решения по результатам введения ФГОС нового поколения, информируют об эффективности ФГОС Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов. Организационная Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями Задействованные педагоги школы. Педагогическое обеспечение Оптимизационная модель внеурочной деятельности основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, зам.директора по ВР, библиотекарь). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Научно-методическое обеспечение Научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги. Для этого разработан план методического сопровождения ФГОС на 2019-2020 учебный год. Материально-техническое обеспечение Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов располагаются в отдельном здании, имеется столовая, в которой организовано одноразовое питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, кабинетом музыки , библиотекой, читальным залом, актовым залом, стадионом.. Информационное обеспечение Имеется в библиотечный фонд ( включающий учебную и художественную литературу). Результаты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Школьник знает и понимает Школьник общественную жизнь общественную жизнь (1 класс) (2-3 классы) Третий уровень ценит Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных Получение школьником опыта отношений школьников к самостоятельного базовым ценностям общества социального действия. (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Индивидуальный маршрут ребенка во внеурочной деятельности отражается в следующих документах: договор образовательного учреждения с родителями, индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности (заполняется классным руководителем), журнал занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности (основа: журнал факультативных занятий, являющийся основным документом учета факультативных групп), план внеурочной деятельности, закрепленный в основной образовательной программе , портфолио школьника (Портфолио содержит в себе информацию об индивидуальных образовательных достижениях школьника. Здесь могут быть расположены материалы творческих работ, самостоятельные проекты, грамоты и благодарности. Обязательным в портфолио ученика являются и разделы с официальной документацией, отзывами и рекомендациями педагогов).