115. Положение о работе с неуспевающими учащимися

ПОЛОЖЕНИЕ №115
о работе с неуспевающими учащимися
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко»
городского округа «город Кизляр»

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы с участниками образовательного
процесса и призвано обеспечить:
· получение общедоступного образования в соответствии со ст.8 Закона РФ «Об образовании» и
Уставом школы;
· ответственность школы в соответствии со ст.28 Закона РФ «Об образовании»;
· права обучающихся в соответствии со ст. 34 Закона РФ «Об образовании»; охрана их здоровья (ст.
41);
· ответственность обучающихся (ст.43)
· права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в сфере образования
несовершеннолетних обучающихся (ст.44);
· защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) (ст.45);
· права учителей в соответствии со ст. 46,47 Закона РФ «Об образовании»;

II. Цели и задачи положения о неудовлетворительной оценке
2.1. Положение о работе с неуспевающими учащимися принимается:
· с целью повышения качества обучения отдельных учащихся и школы в целом;
· с целью защиты прав учащихся;
· с целью создания благоприятного микроклимата школы.

III. Основные направления и виды деятельности
3.1. Своевременное выявление возможных причин снижения успеваемости и качества обучения
учащихся.
3.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и повышения качества
обучения учащихся.

IV. Деятельность учителя-предметника
4.1. Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня
обучаемости, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
4.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный,
компьютерное и бланковое тестирование и т. д.) для объективности получения результата.
4.3. Регулярно и систематически опрашивать учащихся, не допуская скопления оценок в конце
четверти.
4.4. Комментировать каждую оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы
учащийся мог их устранять в дальнейшем) доброжелательно и корректно.

4.5. Учитель-предметник после первичного контроля должен отрабатывать тему на уроке с
учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
знаний.
4.6. Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в
первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).
4.7. Учитель-предметник для устранения пробелов в знаниях должен определить время, за которое
учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
4.8. Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки
в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
4.9. Учитель-предметник должен дать возможность учащемуся сдать пройденный материал в
виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.
4.10. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или
непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.
4.11. Учитель-предметник не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в
этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика.
4.12. При выполнении п. п. 4и отсутствии положительного результата, учитель имеет право
выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.

V.Документация учителя-предметника
5.1. Учитель-предметник ведет следующую документацию по работе с неуспевающими детьми:
· график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год;
· задания по ликвидации пробелов в знаниях;
· индивидуальные тетради для дополнительных занятий;
· отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися,
неуспевающими учащимися (сдается ежемесячно) по форме:
Ф. И.О. ученика
Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)
Использованы виды опроса
Формы ликвидации пробелов
Результат работы
При отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о
низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф. И.О. ученика
Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)
Использованы виды опроса
Формы ликвидации пробелов
Сроки сдачи материалов
Информация классному руководителю (дата)
Информация родителям (дата)
Результат работ

VI. Программа деятельности классного руководителя
6.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося, при
необходимости обращаясь к родителям, учителям-предметникам (методы работы: анкетирование
ученика, анкетирование родителей, собеседование и др.).
6.2. Возможные причины неуспеваемости:
· пропуск уроков;
· недостаточная работа дома;
· слабые способности к предмету;
· нежелание учить предмет;
· недостаточная работа на уроке;
· необъективность выставления оценок на уроке;
· предвзятое отношение учителя на уроке;

· необоснованно большой объем домашнего задания;
· недостаточное внимание учителя;
· высокий уровень сложности материала;
· другие причины
6.3. В случае пропуска без уважительной причины учеником уроков, классный руководитель
должен провести с ним индивидуальную работу по выяснению причин отсутствия,
проинформировать родителей о пропусках и успеваемости ученика через уведомление, запись в
ученическом дневнике, телефонный звонок, личную беседу или иным способом.
6.4. В случае выявления недобросовестного выполнения учащимся домашнего задания или
недостаточной работы на уроке или в случае уклонения родителей от своих обязанностей, классный
руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями, обратиться заместителям
директора по УВР или организатору.
6.5. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания, классный руководитель
обязан обсудить этот вопрос с учителем-предметником и обратиться к директору, заместителю
директора по УВР, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.
6.6. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
6.6.1.Уважительными причинами считаются:
· болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
· мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное
мероприятие;
· освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителяпредметника или классного руководителя;
· по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора)
6.6.2. Неуважительными причинами считаются - пропуски урока или уроков без соответствующих
документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;
6.7. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков
через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски
неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)
6.8. Классный руководитель ведет следующую документацию:
· журнал посещения семьи слабоуспевающего, неуспевающего учащегося по форме:
Дата
посещения

Цель посещения

Решение

Роспись
родителей

· журнал регистрации бесед со слабоуспевающим, неуспевающим учащимся по форме:
Дата
проведения

Цель беседы

Решение

Роспись
учащегося

· работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих учащихся по
форме:
Дата

Ф. И.О. учителя

Проблема

Принятые меры

VII. Деятельность учащихся
7.1. Учащиеся обязаны выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на
проверку письменные задания.

7.2. Учащиеся обязаны работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на
уроке.
7.3. Учащийся, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить
учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

VIII. Деятельность родителей
8.1. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его
посещаемость.
8.2. Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или
другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем
самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.
8.3. Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий
результат с разрешения директора.
8.4. Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному
руководителю, учителю-предметнику, психологу, администрации школы.
8.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и обучающегося оформляются
материалы для представления на КДН и защите прав детей в целях принятия административных мер
наказания.

IX. Программа деятельности администрации школы
9.1. Администрация школы по запросу классного руководителя организует работу
Совета профилактики.
9.2. Администрация школы контролирует деятельность всех участников учебно-воспитательного
процесса по работе со слабоуспевающими учениками.

X. Совет профилактики
10.1. Принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по
делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер
наказания к родителям.

XI. Педагогический совет школы
11.1. Принимает решение о том, что неуспевающий ученик оставлен на повторный курс обучения.

XII. О контроле за соблюдением данного Положения
12.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
12.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.

Приложение 1
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не
соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Признаки возможных отставаний учащихся:
§ Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу
самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на
вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при
решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
§ Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает
дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач,
восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
§ Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение
мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при
восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной
работы.
§ Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать
оценки своей работе, не контролирует себя.
§ Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно
дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может
проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении
упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.
Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая
систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной
системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов
Профилактика неуспеваемости на уроке:
§ Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее
затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в
устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на
их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов,
правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
§ Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов
излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении
учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать
разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
§ Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной
системе, достичь большего эффекта.
§ Включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок,
допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело

оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям
планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
§ Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на
наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения.
Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко
инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания
этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Помощь неуспевающему на уроке:
§ Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
§ Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
§ Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень
понимания ими учебного материала
§ Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
§ Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям
или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
§ Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на
аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства,
которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях
выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка,
исправления.
§ Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций,
карточек с направляющим планом действий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87239)2-36-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».