ПОЛОЖЕНИЕ №91 о постановке обучающихся и семей на внутришкольный учет муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко» городского округа «город Кизляр» I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Семейным кодексом РФ, муниципальным законодательством, Уставом МКОУ СОШ №5 (далее школа). 1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с учёта обучающихся и их семей. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним. Учет в МКОУ СОШ №5 обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - внутришкольный учет), - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: - предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; - выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся; - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. II. Основные цели и задачи 2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся. 2.2. Основные задачи: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству; оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей. III. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт или снятию с учёта 3.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта принимается на совместном заседании Администрации школы, педагога-психолога, классных руководителей, родителей (законных представителей) учащихся. 3.2. Постановка или снятие с внутришкольного учёта осуществляется: - по представлению классных руководителей; 3.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт Администрации школы за три дня до заседания представляются следующие документы: - заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию школы; 1. Представление Административной комиссии о постановке несовершеннолетнего на учет (Приложение 1) 2. Характеристика несовершеннолетнего (Приложение 3 ) 3. Акт обследования материально-бытовых условий семьи (при необходимости); 4. Справка о профилактической работе с несовершеннолетним, подготовленная классным руководителем и его родителями (законными представителями); 3.4. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта представляются следующие документы: - информация ответственного лица, назначенного решением Администрации, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению. 3.5. На заседании обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица. (Приложение 4 ) 3.6. Классный руководитель доводит решение до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта. (Приложение) 3.7. Педагог-психолог ведёт журналы учёта учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее-КДНиЗП), подразделении по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел (далее-ПДН МВД). 3.8. Педагог-психолог проводит сверку списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДНиЗП, ПДН МВД на 5 сентября, 1 января. IV. Основания для постановки на внутришкольный учёт 4.1. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: 4.1.1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 15 дней). 4.1.2. Неуспеваемость учащегося по учебным предметам. 4.1.3. Социально-опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность. б) бродяжничество или попрошайничество. 4.1.4. Употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение. 4.1.5. Повторный курс обучения по неуважительной причине. 4.1.6. Участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности. 4.1.7. Совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 4.1.8. Систематическое нарушение внутреннего распорядка школы (систематическое невыполнение д/з, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетради, разговоры на уроках и др.). 4.1.9. Систематическое нарушение дисциплины в школе (драки, грубость, сквернословие и др.) и Устава МКОУ СОШ №5. 4.2. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой родители (законные представители): 4.2.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. 4.2.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). 4.2.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение. 4.2.4. Имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в образовательном учреждении. 4.2.5. Состоят на учёте в КДНиЗП, ПДН МВД. V. Основания для снятия с внутришкольного учёта 5.1. Позитивные изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 6 месяцев), указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося. Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся: - окончившие государственное образовательное учреждение; - сменившие место жительство и перешедшие в другое образовательное учреждение; - а также по другим объективным причинам. 5.2. Данные о снятии несовершеннолетнего, его родителей с учёта в КДНиЗП, ПДН МВД. VI. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Классным руководителем разрабатывается план профилактической работы с данным несовершеннолетним. (Приложение) На учащегося заводится учетная карточка. (Приложение). Учетная карточка ведется педагогомпсихологом, классным руководителем совместно, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно разработанному плану и все результаты заносит в свой дневник на страницу, отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним; также проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. В планах работы классного руководителя большое место должно быть отведено контролю за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости и плохого поведения несовершеннолетнего. Форма таблицы контроля за поведением, посещением занятий и обучением учащихся, стоящих на внутришкольном учете, позволяет без присутствия учителей-предметников увидеть общую картину результатов обучения ребенка. Классный руководитель, представители администрации могут при встрече с родителями (законными представителями) охарактеризовать поведение и обучение ребенка за отдельно взятый период. (Приложение 10) Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним, родители ставятся в известность классным руководителем. В случаях отсутствия несовершеннолетнего, стоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины, в школу сразу вызываются классным руководителем его родители. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание, где рассматриваются вопросы: невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, не работал на уроках). Классный руководитель, педагог-психолог имеют право ходатайствовать перед администрацией: о вынесении выговора учащимся; о вынесении благодарности учащимся; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося в течение четверти; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося во время каникул; об установлении срока сдачи задолженностей по предметам и осуществлении контроля за их выполнением; о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года для несовершеннолетнего, находившегося на длительном лечении или находящегося в социально опасном положении; Также ходатайствовать перед психолого-медико-педагогической комиссиейо необходимости обследования учащегося с целью составления для него индивидуального учебного плана и психолого-медико-педагогического сопровождения. Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой помощи подростку и его семье, классный руководитель обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в КДН или ПДН МВД. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, администрация выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних или в МВД: - о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебновоспитательных учреждений закрытого типа; - о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; - об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня; - об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; - об исключении несовершеннолетнего, достигнувшего 15 - летнего возраста, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; - о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; - об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ "Об образовании"; о постановке учащегося на учет в полицию. Для этого требуется определенный набор документов: Заявление от классного руководителя на имя начальника МВД; Объяснение; Характеристика на несовершеннолетнего; Справка об успеваемости и посещаемости. На заседании по вопросу снятия с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего приглашаются уведомлением родители. Родители подписываются под решением заседания о снятии с учета несовершеннолетнего. В некоторых случаях на школьном заседании можно вручить благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом школы. Необходимо также отметить результативную работу самого несовершеннолетнего, продумать, каким образом это лучше сделать. Итогом проведенной профилактической работы, а также процедуры снятия с внутришкольного учета должен быть союз педагогического коллектива, несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), основанный на позитивных отношениях, а также желание каждого участника процесса не останавливаться на достигнутом, преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, ставить перед собой цели и добиваться их достижения. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ Фамилия: __________________ имя_______________ отчество______________ Обучающегося______ класса ___________________ года рождения Причина постановки на учет____________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ считаем необходимым обучающегося____________________________________ поставить на внутришкольный учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении. Классный руководитель: Педагог-психолог: «_______» «____________» 20__ год. /____________________________/ /____________________________/ УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 1.МКОУ СОШ №5 2. Класс___________ 3. Фамилия________________________ имя____________ отчество____________________ 4. Дата рождения _______________ 5. Место фактического проживания _____________________________________________________________________________ (почтовый адрес)_______________________________________________________________ 5. Место регистрации _____________________________________________________________________________ 6. Социальный статус семьи: _____________________________________________________________________________ (полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская) 7. Сведения о родителях: Мать: фамилия___________________ имя_______________ отчество ___________________ Место работы _____________________________________________________________________________ Отец: фамилия __________________ имя_______________ отчество___________________ Место работы _____________________________________________________________________________ Опекун: фамилия _________________ имя______________ отчество ___________________ Место работы_________________________________________________________________ 8. В семье также проживают_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.) 9. Состоит на учете_____________________________________________________________ (ПДН МВД, КДН, причины, дата постановки) 10. Основания и дата постановки на внутришкольный учет ___________________________________________________________________ (причины, по представлению, дата решения заседания) 11. Снят с внутришкольного учета________________________________________________ (основание, по представлению, дата решения заседания) КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ __________________________________________________ Уровень обученности______________________________________________________ Поведение в школе________________________________________________________ Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________ Дополнительное образование (кружки)___________________________________________ Вредные привычки____________________________________________________________ Интересы, увлечения и др. _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Классный руководитель: /________________________/ Утверждаю: Педагог-психолог « ____» « ___________» 20 _____ г. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с обучающимся ____ класса ___________________________________ 1 2 Основные виды деятельности Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения Учебно-воспитательная деятельность (учителяпредметники, педагоги дополнительного образования и др.) Работа с семьей Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, социозащитные учреждения и др.) Классный руководитель: « _____» « ________________» 20___ год. /_______________________/ Сроки Ответственные ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА Фамилия______________________ имя ___________________ отчество _________________ Обучающегося______ класса ___________________ год рождения, состоящего на внутришкольном учете_____________________________________________ _________________________________________________________________________ (дата постановки, основание, причины) В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий: _________________________________________________________________________ с учетом мнения _______________________________________________________________ (ПДН МВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства) считаем необходимым________________________ обучающегося__________ класса _________________________________________________________________________ с внутришкольного учета снять. Классный руководитель: Педагог-психолог: «_____» « _____________» 20__ год. /________________________/ /_________________________/ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ СЕМЬИ Социальный статус_____________________________________________________________ (полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская) Мать ________________________________________________________________________ Отец _________________________________________________________________________ Опекун (попечитель)___________________________________________________________ Адрес фактического проживания _________________________________________________ Адрес регистрации _____________________________________________________________ Имеются дети _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (имя, год рождения, где обучается или работает (не работает) За__________________________________________________________________ (причины постановки на внутришкольный учет) ____________________________________________________________________, а также по представлению ______________________________________________________ (ПДН МВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства) считаем необходимым семью_________________________________________ поставить на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении. Классный руководитель: /__________________________/ Педагог-психолог: /_________________________/ «_____» « _____________» 20__ год. УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Дата постановки на внутришкольный учет_________________________________________ Основания постановки на внутришкольный учет____________________________________ Мать_________________________________________________________________________ Место работы ________________________________________________________________ Отец_________________________________________________________________________ Место работы_________________________________________________________________ Брак родителей________________________________________________________________ Опекун (попечитель)___________________________________________________________ Место работы (на пенсии)_______________________________________________________ Количество детей ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (имя, год рождения, где обучается или работает (не работает), социальный статус) В семье также проживают: ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Семья фактически проживает по адресу: __________________________________________ Место регистрации ____________________________________________________________ Социальный статус семьи _______________________________________________________ (полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская) Жилищные условия ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Семья имеет: Общий доход _________________________________________________________________ Получает детское пособие_______________________________________________________ Получает пенсию по потере кормильца____________________________________________ Оказывалась социальная помощь ранее ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ Краткая характеристика социально-психологической ситуации в семье _____________________________________________________________________________ Классный руководитель: «_____» « _____________» 20___год /__________________________/ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С семьей обучающегося________________________________________________________, состоящей на внутришкольном учете______________________________________________ _____________________________________________________________________________ (причины, дата и основания постановки) 1 Основные виды деятельности Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения 2 Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, социозащитные учреждения и др.) Классный руководитель: « _____» « ________________» 20___ год. /______________________/ Сроки Ответственные ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА Семьи обучающегося___________________________________________________________ Мать_________________________________________________________________________ Отец_________________________________________________________________________ Опекун (попечитель) ___________________________________________________________ Адрес проживания семьи________________________________________________________ Состоящей на учете ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (дата постановки, основание, причины) В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий: _____________________________________________________________________________ с учетом мнения _______________________________________________________________ (ПДН МВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства) Предлагаем семью _________________________________________ с внутришкольного учета снять. Классный руководитель: «_____» « _____________» 20___год. /_________________________/ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ, ОБУЧЕНИЕМ И ПОСЕЩЕНИЕМ ЗАНЯТИЙ ____________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Ученика (цы) _______класса Уважаемые преподаватели! Просим вас написать свои замечания за период с_____по_____20___г. Если замечаний за этот период нет, напишите об этом и подпишитесь. Предмет Обучение (выполнение Поведение (есть Посещение (все ли уроки домашнего задания, ли замечания) и консультации контрольных заданий, ответы посещает) на уроках, готовность к уроку) Русский язык Литература С информацией ознакомлены: ___________________________/__________________________________________/ (подпись родителя) (Ф.И.О. родителя полностью) УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемые _____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителей) Администрация МКОУ СОШ №5 сообщает вам, что вы и ваш сын /дочь _______________________ ______________________________________________________ ученик(ца) ________ класса (Ф.И. ученика) Вызываетесь "____"___________________20___ г. в___________ На заседание школы по вопросу постановки вашего сына на внутришкольный учет. __________________________________________________________________________ Линия отрыва С уведомлением о вызове заседание школы по вопросу ____________________________________________________моего сына/дочери _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя) ученика(цы) _______класса ознакомлены ________________________________/______________________________________/ (подпись) (число, месяц, год) Примечание Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю. Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание школы вопрос все равно рассматривается. При принятии положительного решения, по заявлению, по окончании заседания классный руководитель отправляет родителям официальное уведомление о постановке несовершеннолетнего на внутришкольный профилактический учет.