61. Положение о школьной библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ №61
о школьной библиотеке
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко»
городского округа «город Кизляр»

I. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке МКОУ СОШ №5 разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями на 30 декабря 2021 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции от
11 июня 2021 года, с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» с изменениями от 1 июля 2021 года, а также Устава МКОУ СОШ №5 и
других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность
общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные принципы,
задачи и функции библиотеки в образовательном учреждении, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности
учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет уровень
требований к библиотеке как к структурному подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников
образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с российскими
культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и
политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются
на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность
библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской
Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и
других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей на
литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания

общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной библиотеке,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных
органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.

II. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных
материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение
какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ
относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования
библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.

III. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и педагогов
общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям
(законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);




цифровом (DVD -диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

IV. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов
и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;

создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:





удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм
работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций,
литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для
обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного
органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации.

V. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда
и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
 одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
 не менее одного раза в месяц — методического дня.

VI. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы,
который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной информационной среды для

читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог – библиотекарь),
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной
организации.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором общеобразовательной организации,
является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы библиотеки и результаты
ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом
совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутри
библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам,
устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом
объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком, установленным
Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям соответствующих
квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в общеобразовательной
организации.

VII. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог-библиотекарь имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором
школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок,
доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг
основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с
вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).


участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом Уставом;
на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ.
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами общеобразовательной организации, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и
хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами
внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.



VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами и литературой;
 участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении библиотеки
школы;
 убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об
этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся
1- 4 классов);
 возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;



полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.

IX. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и
их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в
присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к педагогу
– библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам,
указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной
безопасности.

X. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на неопределенный
срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1.
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87239)2-36-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».