ПОЛОЖЕНИЕ №49 о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко» городского округа «город Кизляр» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников школы разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 от 01.07.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» с изменениями на 15 ноября 2013 года, приказом Минпросвещения Российской Федерации №438 от 26 августа 2020 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения», Трудовым кодексом Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников определяет цели и задачи повышения квалификации, виды, сроки и периодичность дополнительного профессионального образования, регламентирует порядок повышения квалификации и прохождения дополнительной профессиональной переподготовки, устанавливает контроль повышения квалификации педагогических работников, гарантии и компенсации, отчетность и документацию. 1.3. При использовании настоящего Положения МКОУ СОШ №5 руководствуются: Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 761н от 26.08.2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» с изменениями от 31 мая 2011 г., раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 года «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 514н от 24.07.2015 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог - психолог (психолог в сфере образования)»; Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2014 г. № 630н «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор - методист». 1.4. Данное Положение распространяется на перечень должностей и специальностей, утвержденный директором школы, по согласованию с первичной профсоюзной организацией работников общеобразовательной организации. 1.5. Необходимость профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд и повышения квалификации определяет директор организации, осуществляющей образовательную деятельность. II. Цели и задачи повышения квалификации педагогических работников школы 2.1. Повышение квалификации организуется с целью создания оптимальных условий для реализации педагогами возможности непрерывного образования на основе образовательных потребностей, конкретного заказа образовательной организации или запроса педагогического работника. 2.2. Задачами повышения квалификация являются: развитие управленческих умений; изучение и анализ новых нормативно-правовых документов; содействие в определении содержания самообразования педагога школы; максимальное удовлетворение запросов педагогов на курсовую переподготовку; оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников школы и внедрение инноваций в образовательную деятельность общеобразовательной организации; апробация новых технологий, учебно-методических комплексов, изучение эффективности педагогических инноваций и экспериментов; выработка методических рекомендаций в помощь педагогическим работникам школы; подготовка публикаций; развитие и совершенствование системы дистанционного обучения педагогических кадров; организация мониторинга профессионального роста педагогов образовательной организации. 2.3. Повышение квалификации педагогических работников школы способствует: повышению качества образования; удовлетворению запросов педагогов в получении профессиональных знаний, приобретение опыта организации образовательной деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образования; формированию навыков проектных и других инновационных форм педагогической деятельности; оказанию помощи в реализации творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации. III. Виды дополнительного профессионального образования, сроки и периодичность 3.1. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации; программ профессиональной переподготовки. 3.2. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. 3.3. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. 3.4. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. 3.5. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по технологическим, социальноэкономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, образовательной организации; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательной организации и повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем в сфере отрасли «Образование» и других проблем по профилю профессиональной деятельности». 3.6. Под профессиональной переподготовкой понимается получение работниками общеобразовательной организации дополнительных знаний, навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. 3.7. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы. 3.8. Профессиональная переподготовка педагогических работников школы осуществляется только образовательными организациями повышения квалификации и соответствующими подразделениями организаций высшего и среднего профессионального образования. 3.9. Основанием для издания приказа о направлении на курсы повышения квалификации директором школы являются: план повышения квалификации педагогических работников; вызов на учебную сессию обучающей организацией; заявление педагога. IV. Организация и порядок работы по повышению квалификации 4.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. 4.2. Периодичность прохождения преподавателями повышения квалификации устанавливается администрацией общеобразовательной организации, но не реже одного раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности преподавателей. 4.3. Нормативный полный срок обучения по всем программам повышения квалификации от 16 до 120 часов, во всех формах (очной, очно-заочной, накопительной системах повышения квалификации). 4.4. Плановое повышение квалификации считается пройденным, если педагогический работник школы успешно освоил программу курсов повышения квалификации и подтвердил результаты обучения удостоверением о курсовой переподготовке. 4.5. За организацию и координацию работы по повышению квалификации педагогических работников ответственность несет заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе. 4.6. Администрация школы в лице заместителя директора по УВР: доводит до сведения педагога перечень рекомендованных образовательных программ дополнительного профессионального образования; дает рекомендации по выбору программы повышения квалификации, учитывая образовательные потребности педагога и проблемы школы; контролирует своевременность выполнения сроков повышения квалификации педагогом и использование педагогом в работе с обучающимися полученных знаний в ходе курсовой переподготовки. 4.7. Педагогический работник: знакомится с перечнем рекомендованных образовательных программ; выбирает тематику курсов, знакомится с их содержанием согласно собственным потребностям и рекомендациям администрации общеобразовательной организации; своевременно предоставляет итоговые документы об усвоении учебных программ. 4.8. Копии документов, выданных в ИМЦ или другими учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального образования о прохождении курсов, предоставляются заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе и специалисту по кадрам. 4.9. Педагоги общеобразовательной организации, прошедшие курсовую переподготовку могут привлекаться администрацией школы к проведению методических мероприятий на уровне школы. 4.10. Педагогические работники имеют право самостоятельно освоить курс повышения квалификации путем дистанционного обучения на основе сетевых и кейсовых технологий. 4.11. Повышение квалификации также может осуществляться путем обучения в высших и средних учебных заведениях. На время обучения за педагогическим работником школы сохраняется место работы и производится оплата учебного отпуска, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.12. Одной из форм повышения квалификации является самообразование. Педагоги обязаны оформлять индивидуальные планы по самообразованию, которые составляются в произвольной форме. 4.13. В течение года руководители методического объединения осуществляет контроль наличия и реализации планов по самообразованию. К концу учебного года педагогические работники составляют краткий отчет о выполнении поставленных задач. 4.14. В процессе посещения учебно-воспитательских мероприятий заместители директора по учебной (учебно-воспитательной) работе наблюдают за работой лучших педагогов и организуют работу по изучению передового педагогического опыта. 4.15. Выявленный опыт обобщается на заседаниях методических объединений школы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о методическом совете школы. В конце учебного года определяется лучший представленный опыт. 4.16. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе включает в годовой план на следующий учебный год работу по распространению выявленного опыта на уровне общеобразовательной организации и способствует пропаганде представленного опыта на различных уровнях путем участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях, конференциях и т.п. V. Порядок прохождения 5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. 5.2. При направлении работника школы для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. 5.3. Работникам общеобразовательной организации, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации). 5.4. Согласно ст.47 п.5.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 5.5. Педагогический работник школы имеет право пройти дополнительную профессиональную переподготовку за счёт собственных средств или за счёт направляющей стороны. VI. Контроль за повышением квалификации педагогических работников 6.1. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе осуществляет контроль соблюдения периодичности повышения квалификации педагогических работников. 6.2. По завершении курсов повышения квалификации педагогический работник общеобразовательной организации обязан представить заместителю директора по учебной (учебновоспитательной) работе и специалисту по кадрам документ о получении дополнительного профессионального образования. VII. Гарантии и компенсации 7.1. Работникам общеобразовательной организации, проходящим профессиональное обучение, директор школы предоставляет гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 7.2. За сотрудниками образовательной организации, направленными на повышение квалификации с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы. VIII. Отчётность о повышении квалификации 8.1. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения вне школы, представляют в МКОУ СОШ №5 документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов; справку установленного образца о краткосрочном обучении или сертификат участия в работе тематических и проблемных семинаров в объеме до 72 часов. 8.2. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов предоставляются в общеобразовательную организацию не позднее, чем через 3 дня после прохождения обучения. 8.3. Результаты работы во временных творческих занятиях внутри школы, педагогических советах, методических объединениях, других методических мероприятиях предоставляются в виде письменных материалов о проделанной работе (план работы, материалы заседаний, публикации, аналитические отчеты, реферирование литературы, методические материалы и др.). IX. Документация 9.1. В МКОУ СОШ №5 ведется следующая документация по повышению квалификации: перспективный план прохождения курсов повышения квалификации руководящих работников на 3 года; перспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников на 3 года; перспективный план прохождения курсов повышения квалификации обслуживающего персонала на 5 лет; копии документов о прохождении курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки (в личных делах работников); база данных о работниках школы, включающая сведения о курсовой переподготовке, темах самообразования педагогов, представлении педагогами передового опыта. 9.2. Перспективные планы прохождения курсов повышения квалификации работников школы разрабатываются ежегодно на начало учебного года и утверждаются приказом директора школы. 9.3. Документация, перечисленная в п. 9.1., обновляется в общеобразовательной организации на начало учебного года. X. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о повышении квалификации педагогических работников является локальным нормативным актом общеобразовательной организации, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с профсоюзным комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.