ПОЛОЖЕНИЕ №48 о портфолио учителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко» городского округа «город Кизляр» I. Общие положения Настоящее Положение о портфолио учителя школы (далее – портфолио) разработано с целью повышения качества образования и уровня компетентности и профессионализма педагогических работников общеобразовательной организации. 1.1. Данное Положение о портфолио учителя школы, осуществляющей образовательную деятельность, разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, Приказами Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 11 декабря 2020 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года №276, Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. №544н) с изменениями от 5 августа 2016 года, а также Устава организации, осуществляющей образовательную деятельность и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций. 1.2. Данное Положение о портфолио учителя школы, осуществляющей образовательную деятельность, определяет цель создания портфолио, формы представления, обозначает его структуру и содержание разделов портфолио. 1.3. Портфолио педагога — это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя. Это один из современных методов профессионального развития, который фиксирует динамику личных достижений педагога в профессиональной деятельности на уровне качества результата. 1.4. Основная цель портфолио педагога — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. 1.5. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. 1.6. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: аттестации учителя: повышения или подтверждения квалификационной категории учителя; представления к различным видам поощрения по итогам учебного года; для распределения стимулирующей части оплаты труда; своевременной фиксации роста профессионального мастерства педагога. 1.7. При переходе в иную образовательную учреждению портфолио учителя выполняет функции рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов. 1.8. В целом портфолио учителя представляет собой аналитический материал за период педагогической деятельности, но не более чем 5 лет. II. Формы предъявления портфолио 2.1. Бумажно-папочный вариант (папка-накопитель либо скоросшиватель с файлами). 2.2. Электронный вариант. 2.3. Портфолио создается педагогом в электронном виде и на бумажных носителях (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.) III. Структура портфолио учителя. 3.1. Первый раздел «Общие сведения об учителе» Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития учителя. В него входят следующие сведения: Ф.И.О., год рождения учителя. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому). общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данной образовательной организации. повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов). копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие учёных и почетных званий и степеней. информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах. Информация о наиболее значимых школьных поощрениях. копии дипломов различных конкурсов. другие документы по усмотрению учителя. 3.2. Второй раздел «Результаты педагогической деятельности». Данный раздел демонстрирует положительную (в идеале) динамику учебных достижений обучающихся за последние 3-5 лет (в т.ч. результаты ГИА, ЕГЭ). материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам. сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, областных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах. результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся. наличие среди учеников медалистов. данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период. 3.3. Третий раздел «Научно-методическая деятельность». Этот раздел содержит сведения об использовании современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня. Сюда помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности: образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора; описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора; средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; описания способов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом); информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольноизмерительных материалов; результативность использования современных образовательных технологий; использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе. 3.4. Четвертый раздел: «Обобщение опыта». Данный раздел содержит информацию об обобщении и распространении собственного педагогического опыта на различных уровнях (внутришкольном, муниципальном, региональном, федеральном, международном): участие в методических и предметных неделях. организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер - классов и т.п. проведение исследовательских работ, разработка авторских программ, методических материалов. публикации учителя. творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады. 3.5. Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету» Раздел должен содержать следующие документы: список творческих работ, рефератов, исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися по предмету; данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведенным мероприятиям; другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету. 3.6. Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя» Раздел должен содержать следующие материалы: анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса; информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, области и т. д,; сведения о сохранении контингента обучающихся в классе; информацию о правонарушениях; сведения о работе с родителями; другие документы. 3.7. Седьмой раздел «Учебно-материальная база» Может быть представлен паспорт кабинета: список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.). информация о регулярно используемых технических средствах обучения. использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ, ГИА. другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы. IV. Заключительные положения 4.1. Настоящее Положение о портфолио учителя является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 4.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 4.3. Положение о портфолио учителя общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.4.1. настоящего Положения. 4.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение А Таблица 1 Повышение квалификации по показателям п. 3.1. Показатели год год год год год Повышение квалификации Тема курсов Место прохождения № удостоверения Обучение в аспирантуре или в докторантуре Наименование учебного заведения Наименование и № подтверждающего документа Таблица 2 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся по показателям п. 3.2. № Показатели 1. Общая успеваемость (%) (100% - 1 балл) 2. Качество обучения (%) (положительная динамика – 2 балла; стабильные рез-ты – 1 балл) Участие во Всероссийской предметной олимпиаде (кол-во призеров) (разбалловка в приложении Б) 3. - муниципальные - окружные - всероссийские Участие в проектно-исследовательской деятельности (кол-во работ/ кол-во призеров) (разбалловка в приложении Б) 4. - муниципальный уровень - окружной уровень - всероссийский уровень Средний балл ЕГЭ по предмету выше среднестатистического регионального: по русскому языку и математике – 4 балла; - по физике, химии, биологии, информатике – 3 балла (пять и более сдававших), 5. 1 балл (менее пяти сдававших); - по обществознанию – 3 балла; - по другим предметам - 2 балла (более пяти сдававших), 1 балл (менее пяти сдававших). год год год год год Наличие выпускников, получивших высокие баллы на ЕГЭ: 100 баллов – 4 балла за каждый результат и за лучший результат в регионе; 6. 90 и более баллов - 2 балла за каждый результат; 85 и более баллов – 1балл за каждый результат Наличие 50% и более выпускников ОШ, получивших экзаменационную отметку "5 и "4" по результатам ГИА-9: по русскому языку и математике – 3 балла; 7. по другим предметам – 1балл (при наличии более трёх сдававших ГИА по предмету в новой форме – 3 балла; лучший результат в городе – 2 балла. Таблица 3 Использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе по показателям п. 3.3. год год год год год 1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету (фрагментарное -1 балл, системное -3 балла) 2. Системное использование проектных, исследовательских технологий, др. развивающих образовательных технологий (1 балл). 3. Разработка и использование авторской методики, собственного педагогического сайта: указать наименование (методики, ресурса, метода и др.) (5 баллов) 4.Результативность использования современных образовательных технологий (1 балл за каждый показатель). Таблица 4 Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах по показателям п. 3.3. Форма участия год год год год год Название Название конкурса, № конкурса, № приказа или адрес приказа или адрес сайта сайта Муниципальный уровень В составе жюри, экспертов (1 балл) В составе финалистов (призер, победитель) (3 балла) Региональный уровень Название конкурса, № приказа или адрес сайта Название конкурса, № приказа или адрес сайта Название конкурса, № приказа или адрес сайта В составе жюри, экспертов (3 балла) В составе финалистов (призер, победитель) (6 баллов) Федеральный и Международный уровень В составе жюри, экспертов (5 баллов) В составе финалистов (призер, победитель) (10 баллов) Таблица 5 Участие в экспертных группах, составе жюри различных ученических конкурсов по показателям п. 3.3. Форма участия год год год год Название конкурса, № приказа Муниципальный уровень Всероссийские предметные олимпиады (1 балл) Научно-практические конференции (1 балл) Творческие конкурсы (1 балл) Аттестация педагогических работников (1 балл) Региональный уровень Всероссийские предметные олимпиады (3 балла) Научно-практические конференции (3 балла) Творческие конкурсы (3 балла) Аттестация педагогических работников (3 балла) Название конкурса, № приказа Название конкурса, № приказа Название конкурса, № приказа Название конкурса, № приказа год Таблица 6 Обобщение и распространение педагогического опыта по показателям п. 3.4. Показатели год год год год год Муниципальный уровень 1.Проведение мастер-классов, семинаров, наставничество, руководство методическим объединением (2 балла за каждый показатель) 2.Публикации, статьи в СМИ (1 балл за каждый показатель). 3.Участие в конференциях (темы доклада) (1 балл) Региональный уровень 1.Проведение мастер-классов, семинаров, наставничество (4 балла за каждый показатель) 2.Публикации, статьи в СМИ (2 балла за каждый показатель). 3.Участие в конференциях (темы доклада) (3 балла) Федеральный и Международный уровень 1.Проведение мастер-классов, семинаров, наставничество (5 баллов за каждый показатель) 2.Публикации, статьи в СМИ (3 балла за каждый показатель). 3.Участие в конференциях (темы доклада) (5 баллов) Таблица 7 Список опубликованных работ (Образец) № Наименование работы, ее вид I. Форма Выходные данные (с работы указанием страниц) Объем Соавторы в п.л. Научные труды //Современные подходы к Философско-антропологические обучению и воспитанию 1.1. аспекты гуманизации развития человека Печатн. 0,25 детей и молодежи. – М.: Ун-т (статья). РАО, 2014. – С. 53 – 56. /Сост. Е.Г.Мазурова, Сборник рекомендаций по организации И.С.Саркисян, Е.Н.Лемня, и проведению эксперимента по Т.В.Колесова. – Ханты1.2. совершенствованию структуры и Печатн. Мансийск: ГУИПП содержания общего образования «Полиграфист», 2017. – 460 (методические рекомендации). 1 часть. с. II. Учебно-методические труды 1,0 По итогам конкурса «Учитель года – //Образование Югории – 2019. 2.1. 2019» Ханты-Мансийского автономного Печатн. 1,2 – С. 144 – 167. округа (аналитическая статья). Таблица 8 Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам по показателям п. 3.5. № Показатели год год год год год 1. Результаты разработнической деятельности (программа авторская, прошедшая внешнюю экспертизу – 5 баллов, адаптированная – 2 балла) 2. Ведение кружков, секций, факультативов, элективных курсов, группы ПДОУ (количество человек) (0,5 балла за разные формы) 3. Достижения (призовые места) (разбалловка в приложении Б) Олимпиады - конкурсы, игры (кроме Всероссийской предметной олимпиады): - муниципальные - окружные - всероссийские - международные Творческие конкурсы: - муниципальные - окружные - всероссийские - международные Спортивные соревнования - муниципальные - окружные - всероссийские - международные Приложение Б Образец оценки результативности по итогам участия обучающихся в мероприятиях Результативность Результативность участия во Результативность участия Название мероприятий/ участия в окружных всероссийских, в городских баллы (региональных) межрегиональных и мероприятиях мероприятиях международных мероприятиях 3 место 2 Гран- 3 1 2 1 1 место 2 место лауреат 3 место место при место место место место Заочные, дистанционные конкурсы, т.к. «Познание и творчество», «Золотоое Руно», 0,5 «Колосок», «Британский бал. Бульдог», «Кенгуру», Медвежонок», «Эму», «Фактор роста» и др. 1,5 бал. - 2 бал. 2,5 бал. Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку» (заочные туры), УРФО 2 бал. 3 бал. (высшая лига и премьерлига 3этап), Молодежный предметный чемпионат и др. 4 бал. 4,5 бал. 5 бал. Городские творческие конкурсы «Димитриевская суббота», «Память», «Жемчужины Радужного», «Стань звездой», «Новогодний граммофон», городские спортивные и туристические соревнования и др. 5 бал. 5,5 бал. 6 бал. 1 балл 2 бал. 3 бал. Всероссийская олимпиада школьников, научнопрактическая конференция «Шаг в 7 бал. будущее», Всероссийская акция «Я - гражданин России», «Лидер 21 века», Всероссийская 8 бал. Примеч ание: олимпи 9 бал. ада призер –8 баллов - 3,5 бал. 4 бал. 4,5 бал. 6 бал. 7 бал. 1 балл 8 бал. 9 бал. 10 бал. 7 бал. 9 бал. - 10 бал. 11 бал. 13 бал. Примеча ние: за 30 35 25 бал. участие балл бал. - 10 баллов 40 бал. 15 бал. Примеча 20 ние: за бал. участие 5 баллов 3 бал. конференция «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку» (очные туры), Международный фестиваль-конкурс «Роза ветров» и др.