ПОЛОЖЕНИЕ №29 об организации внеурочной деятельности учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко» городского округа «город Кизляр» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, ФГОС НОО, утверждённым Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009, ФГОС ООО, утверждённым Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. 1.2. Данное положение регламентирует порядок нормирования и учета, организации внеурочной деятельности, а также определяет ее формы и виды. 1.3. Разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных общеобразовательных программ начального общего (ООП НОО) и основного общего образования (ООП ООО), улучшения качества предоставления образовательных и воспитательных услуг в МКОУ СОШ №5. 1.4. Внеурочная деятельность с обучающимися является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности. 1.5. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО. 1.6. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. II. Цели и задачи 2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО, формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. 2.2. Внеурочная деятельность направлена на: Реализацию индивидуальных потребностей учащихся школы, путём предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие творческих способностей, гражданское самоопределение и самореализацию, гармонизацию потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии. Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности. Организацию социально-психологической поддержки участников образовательного процесса. Проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения. III. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности 3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и основной образовательной программой основного общего образования в МКОУ СОШ №5 3.2. Подбор направлений, форм и видов деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. 3.3. Внеурочная деятельность МКОУ СОШ №5 организуется по следующим направлениям: Спортивно-оздоровительное; Духовно-нравственное; Общекультурное; Общеинтеллектуальное; Социальное (проектная деятельность является составляющей любого направления). 3.4. Виды внеурочной деятельности: Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Техническое творчество; Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. 3.5. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм. 3.6. Формы внеурочной деятельности: Экскурсии; Творческие объединения ДО (кружки, студии, детские объединения); Секции; Школьные научные общества; Круглые столы; Олимпиады; Соревнования; Поисковые исследования; Общественно-полезные практики и т.д. IV. Организация внеурочной деятельности 4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются в ОУ самостоятельно. Возможно использование авторских программ. 4.2. Структура образовательной программы внеурочной деятельности (дополнительное образование): Титульный лист; Пояснительная записка; Учебно-тематическое планирование (по годам обучения); Содержание изучаемого курса; Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы; Показатели эффективности достижения предметных, метапредметных и личностных результатов (три уровня); Планируемые результаты; Ресурсное обеспечение; Список литературы. 4.3. Порядок смены видов и форм учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП НОО и ООП ООО определяет ОУ. 4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования, учителями среднего и старшего звена. 4.5. Занятия внеурочной деятельности проводятся не ранее, чем через 1 час после окончания учебных занятий. 4.6. Организационную модель реализации внеурочной деятельности определяет ОУ в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся, ресурсами школы и возможностями сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. 4.7. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. 4.8. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью (дополнительное образование) осуществляется в журнале учета дополнительного образования. Содержание занятий в журнале учета должно соответствовать содержанию программы дополнительного образования. V. Результаты и эффекты внеурочной деятельности 5.1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням: Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем; Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. VI. Учет внеурочных достижений обучающихся 6.1. Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио. 6.2. Портфолио может иметь следующую структуру: «Мой портрет» (информация о владельце); «Портфолио достижений» (дипломы, грамоты, сертификаты, результаты тестирования); «Портфолио творческих работ» (поделки, стихи, рисунки, фотографии); «Портфолио отзывов» (учебная деятельность, внеурочная деятельность, хобби); «Характеристика учебной и внеурочной деятельности обучающегося». VII. Управление внеурочной деятельностью 7.1. Общее руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе осуществляет заместитель директора на основе своих должностных обязанностей. 7.2. Организация внеурочной деятельности с обучающимися осуществляется в соответствии с приказом директора школы и на основании обобщенной заместителем директора информации по изучению спроса и предложения образовательных услуг. 7.3. Периодичность распределения неаудиторной занятости два раза в год: на 1 сентября и 1 января. Неаудиторная работа осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым руководителем общеобразовательного учреждения. 7.4. К организации внеурочной деятельности могут привлекаться педагоги из учреждений дополнительного образования на основе договоров о сотрудничестве или договоров о безвозмездном пользовании. VIII. Финансирование внеурочной деятельности 8.1. Финансирование внеурочной деятельности осуществляется в пределах ФОТ по учреждению. 8.2. Для стимулирования работы педагогов, сотрудников и обучающихся по организации внеурочной деятельности предусмотрено: Моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и сертификатами участника победителей и участников мероприятий); Материальное стимулирование (установление надбавок, доплат к заработной плате или премий сотрудникам школы из средств стимулирующей части ФОТ в зависимости от качественных и количественных показателей работы). 8.3. Материальное стимулирование организаторов и участников мероприятий производится при наличии соответствующих средств в ОУ.