ПОЛОЖЕНИЕ №19
о порядке проведения самообследования
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5 им. А.С.Макаренко»
городского округа «город Кизляр»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения самообследования школой разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, Приказом Минобразования и науки
Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовательной организацией» с изменениями на 14 декабря 2017 года,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования» с изменениями на 12 марта 2020 года, а также
Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о порядке проведения самообследования общеобразовательной
организацией устанавливает порядок подготовки, планирования, организации и проведения
самообследования в школе, определяет ответственность и прядок обобщения результатов
самообследования, проводимого в образовательной организации.
1.3. В порядке, установленном настоящим Положением, сроки, форма проведения
самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются самостоятельно
общеобразовательной организацией.
1.4. Результаты самообследования школой оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности общеобразовательной
организации, подлежащего самообследованию.
1.5. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.
II. Цели проведения самообследования
2.1. Обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной
организации.
2.2. Получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности в школе.
2.3. Подготовка отчета о результате самообследования.
III. Планирование и подготовка работ по самообследованию
3.1. Самообследование — процедура, которая проводится общеобразовательной организацией
ежегодно, носит системный характер, направлена на развитие образовательной среды и
педагогической деятельности.
3.2. Процедура самообследования включается в себя следующие этапы:
планирование и подготовка работ по самообследованию образовательной организацией;
организация и проведение самообследования;
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета на заседании Педагогического совета.
3.3. Директор общеобразовательной организации по решению Педагогического совета издает
приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе лиц по проведению
самообследования (далее – рабочая группа).
3.4. Председателем рабочей группы является директор общеобразовательной организации.
3.5. В состав рабочей группы включаются:
директор школы;
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
заместитель директора по воспитательной работе;
педагог дополнительного образования;
руководитель школьного методического объединения;
библиотекарь;
учитель информатики.
3.6. При подготовке к проведению самообследования председатель рабочей группы проводит
организационное подготовительное совещание с членами рабочей группы, на котором:
рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
за каждым членом рабочей группы закрепляются направления работы образовательной
организации, подлежащие изучению в процессе самообследования;
уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе проведения самообследования;
определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения результатов
самообследования;
назначаются ответственные лица за координацию работ по самообследованию и за свод и
оформление результатов самообследования.
3.7. В план проведения самообследования включается:
проведение оценки образовательной деятельности, структуры управления школой, содержания и
качества подготовки обучающихся, организации образовательной деятельности, качества
кадрового, учебно-методического, информационного обеспечения, материально-технической
базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, медицинского
обеспечения, организации питания, реализуемой согласно разработанному и
утвержденному Положению об организации питания в школе;
анализ показателей деятельности школы, подлежащей самообследованию, устанавливаемых
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
IV. Организация и проведение самообследования
4.1. Организация самообследования в общеобразовательной организации осуществляется в
соответствии с планом по его проведению, который принимается решением рабочей группы.
4.2. При проведении оценки образовательной деятельности:
дается развернутая характеристика и оценка включенных в план самообследования направлений
и вопросов;
дается общая характеристика школы: (полное наименование образовательной организации, адрес,
год ввода в эксплуатацию, режим работы, количество обучающихся);
представляется информация о наличии правоустанавливающих документов (лицензия на право
ведения образовательной деятельности, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, Устав
общеобразовательной организации, свидетельство о государственной регистрации права
безвозмездного пользования на земельный участок, наличие санитарно-эпидемиологического
заключения на образовательную деятельность и др.);
предоставляется информация о документации школы:
- номенклатура дел общеобразовательной организации;
- основные федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты,
регламентирующие работу школы;
- личные дела обучающихся;
- программа развития образовательной организации;
- основные образовательные программы и их соответствие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
- учебный план школы;
- годовой план работы организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- рабочие программы педагогических работников школы (их соответствие основной
образовательной программе и ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), соответствующие
требованиям Положения о разработке рабочей программы в школе;
- журналы учёта занятий по дополнительному образованию, планы работы кружков, секций и
студий;
- расписание занятий;
- ежегодный публичный доклад директора школы;
- акты готовности общеобразовательной организации к новому учебному году, акты-разрешения
на использование помещений и оборудования, протоколы проверки вентиляционных систем,
пожарной сигнализации, устройств заземления;
- документы, регламентирующие предоставление платных образовательных услуг.
представляется информация о документации школы, касающейся трудовых отношений:
- личные дела сотрудников, трудовые и медицинские книжки, книги движения трудовых и
медицинских книжек;
- приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
- трудовые договоры (контракты) с сотрудниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
- должностные инструкции педагогических работников, соответствие Профстандартам;
- Правила внутреннего трудового распорядка школы;
- Штатное расписание;
- Журнал контроля за состоянием охраны труда;
- Журналы проведения вводного, первичного на рабочем месте и целевого инструктажей;
- Журналы регистрации несчастных случаев с обучающимися и сотрудниками образовательной
организации;
- Коллективный договор.
4.3. При проведении оценки системы управления школы:
дается характеристика сложившейся в образовательной организации системы управления,
включая структурные подразделения: коллегиальные органы управления, совещания,
методические объединения, педагогические советы, приказы, анализ выполнения
образовательной программы, рабочих программ педагогических работников);
дается оценка результативности и эффективности, действующей в школе системы управления на
повышение качества предоставляемых образовательных услуг (эффективность системы контроля
со стороны администрации, технологии управления, внедрение и использование ИКТ в
управлении);
дается оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской и
психологической работы в школе;
дается оценка социальной работы школы (работа педагога-психолога, социального педагога),
согласно Положению о психолого-педагогическом консилиуме в школе;
дается оценка взаимодействия семьи и образовательной организации (планы и протоколы
заседаний Родительского комитета, родительских собраний);
дается оценка организации работы по предоставлению льгот (локальные акты, приказы,
соблюдение законодательных норм и др.).
4.4. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся:
анализируется и оценивается состояние образовательной работы (социальный паспорт школы,
система и формы образовательной деятельности, система и формы воспитательной работы,
воспитательные и культурно-массовые мероприятия, наличие зеленых уголков для реализации
проектной и исследовательской деятельности обучающихся);
анализируется и оценивается состояние организации дополнительного образования (реализация
программы дополнительного образования, материально-техническое и методическое
обеспечение, вовлеченность обучающихся в кружки, студии и секции), реализуемого в
соответствии с Положением о блоке дополнительного образования;
проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о
деятельности образовательной организации;
проводится анализ и дается оценка качеству подготовки обучающихся школы (результаты
мониторинга текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, соответствие
содержания и качества подготовки детей Федеральному государственному стандарту НОО, ООО,
СОО).
4.5. При проведении оценки организации образовательной деятельности анализируются и
оцениваются:
учебный план, его структура, характеристика и выполнение;
анализ нагрузки обучающихся;
анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности;
сведения о наполняемости класса;
организация обучения по программам специального (коррекционного) обучения;
иные показатели.
4.6. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:
профессиональный уровень кадров образовательной организации;
количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих высшее и среднее
специальное образование;
количество педагогов с высшей, первой квалификационное категорией и без категории;
количество педагогов, имеющих звания;
укомплектованность кадрами;
система работы по аттестации педагогических кадров, осуществляемая согласно
принятому Положению об аттестации педагогических работников школы, повышению
квалификации и переподготовке педагогических работников – согласно
утвержденному Положению о профессиональной переподготовке и повышении квалификации
педагогов школы и ее результативность;
возрастной состав педагогических работников.
4.7. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и
оценивается:
система и формы организации методической общеобразовательной организации;
содержание экспериментальной и инновационной деятельности;
использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных;
результаты работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
4.8. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и
оценивается:
обеспеченность научной, учебно-методической и художественной литературой;
общее количество единиц хранения фонда библиотеки, обновление фонда;
наличие канала доступа в сеть Интернет, сайт, электронная почта;
оформление информационных стендов.
4.9. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается:
состояние и использование материально-технической базы и соответствие ее требованиям
СанПиН (сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности, музыкального и спортивного залов, спортивной площадки, бассейна, спортивного
оборудования);
соблюдение в образовательной организации мер пожарной и антитеррористической безопасности
(наличие автоматической пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения,
тревожной кнопки, камер видеонаблюдения, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями и др.);
состояние территории школы (состояние ограждения и освещение участка, наличие и состояние
необходимых знаков дорожного движения и др.).
4.10. При оценки качества медицинского обеспечения, и системы охраны здоровья обучающихся
анализируется и оценивается:
медицинское обслуживание, условия для оздоровительной работы;
наличие медицинского кабинета и соответствие его действующим санитарным правилам, наличие
медицинских работников);
регулярность прохождения сотрудниками образовательной организации медицинских осмотров;
анализ заболеваемости обучающихся;
сведения о случаях травматизма и пищевых отравлений среди обучающихся;
сбалансированность расписания занятий с точки зрения соблюдения санитарных норм;
соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещениях школы.
4.11. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
работа, осуществляемая по контролю за качеством приготовления пищи;
договоры с поставщиками продуктов;
качество питания и соблюдение питьевого режима;
наличие необходимой документации по организации питания.
4.12. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования
анализируется и оценивается:
наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки
качества образования;
наличие лица, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки
качества образования;
план работы образовательной организации по обеспечению функционирования внутренней
системы оценки качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней
системы оценки качества образования в школе.
V. Обобщение полученных результатов и формирование отчета
5.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом
самообследования членами рабочей группы, передаётся лицу, ответственному за свод и оформление
результатов самообследования, не позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения
рабочей группой результатов самообследования.
5.2. Лицо, ответственное за свод и оформление результатов самообследования образовательной
организации, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта.
5.3. Отчет включает аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности школы.
5.4. На предварительном рассмотрении отчета рабочей группой уточняются отдельные вопросы,
высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы
и предложения по итогам проведенного в общеобразовательной организации самообследования.
5.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма отчета
направляется на рассмотрение органа управления образования, к компетенции которого относится
изучение данного вопроса.
5.6. Отчет утверждается приказом директора общеобразовательной организации и заверяется
печатью.
5.7. Размещение отчета на официальном сайте школы в сети "Интернет" и направление его
учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.
VI. Ответственность
6.1. Члены рабочей группы несут ответственность за выполнение данного Положения о
самообследовании образовательной организации и соблюдения порядка установленных сроков его
проведения в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации.
6.2. Ответственным лицом за организацию работы по проведению самообследования является
директор школы или уполномоченное им лицо.
VII. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о порядке самообследования в школе является локальным нормативным
актом общеобразовательной организации, принимается на Педагогическом совете с учетом
предложений, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.